Путь практики Чод "....эти четыре уровня - есть как везде. Сперва укажу четыре объекта для практики Чод. 1. Внешний объект для практики Чод - это различные опасные места (тиб.: gnyan sa) и знание их форм. 2. Внутренний объект для практики Чод - это болезни и силы обусловленности (тиб.: nad gdon). 3. Тайный объект для практики Чод - это рассуждения, мысли и восприятие сознания. 4. Таковый объект для практики Чод - это три яда и пять клеш. Так практикуйте, дети мои. Теперь о практике подчинения (тиб.: dbang bsdud). 1. Подчинение внешних богов и демонов достигается через освобождение от скованности клешами. 2. Подчинение внутренних болезней и сил обусловленности достигается через освобождение ума от привязанности к полезному и вредному. 3. Подчинение тайных эмоций и идей осуществляется через освобождение привязанности внимания (тиб.: dmigs bra) к отрицательному и положительному. 4. Подчинение на таковом уровне - это полное освобождение от обусловленности состояния ума. Далее я разъясню вам четыре уровня отсечения сил обусловленности (тиб.: gdon gyi chod tshad). 1. Если нет страха при проявлении любых устрашающих игр обуславливающих сил (тиб.: gdon gyi cho 'phrul), то это внешний уровень отсечения. 2. Если любые проявления клеш, страдания, боль, болезни осознаются как карма, то это внутренний уровень отсечения. 3. Если нет обусловленности при проявлении любых "плохих" или "хороших" эмоций и мыслей, то это тайный уровень отсечения. 4. Если нет цепляния за эго при проявлении любых невиданных, желанных, ужасных и прочих явлений, то это таковый уровень отсечения. Далее я разъясню вам три уровня победы над силами обусловленности (тиб.: gdon gui tshar tshad). 1. Если человек спокоен и гибок при любых проявлениях игры сил обусловленности, то это внешний аспект обычного уровня победы. 2. Когда боги и демоны проявляют почитание и преданность практику и он получает сиддхи, то это внутренний аспект обычного уровня победы. 3. Если человек достигает блаженства тела и сознания, успокоив и растворив мысли, силы обусловленности и болезни, то это тайный аспект обычного уровня победы. 4. Вхождение на путь, усиление веры и самоотречения, печаль, тоска от непостоянства жизни, пробуждение чувства любви и сострадания - это таковый аспект победы или победа начинающих практиков. Знаки среднего уровня следующие: 1. Если человек не испытывает страха при любых ужасных ситуациях и явлениях - это средний уровень внешнего аспекта победы над обусловленностью. 2. Если человек пребывает в естественном состоянии (тиб.: mа bcos ра) и спокоен при любых болезнях и в любых обуславливающих ситуациях, страдании и боли, то это средний уровень внутреннего аспекта победы над демоном обусловленности. 3. Если человек самоосвобождается при действии любых клеш, то это средний уровень тайного аспекта победы над демоном обусловленности. 4. Если человек свободен от цепляния за эго, от привязанности к внешним и внутренним проявлениям сил обусловленности, то это средний уровень такового аспекта победы над демоном обусловленности. Знаки высшего уровня: 1. Если человек преодолевает блеском своей силы (таб.: zil gnon) все великие ужасы и свирепые игры сил обусловленности, то это высший уровень внешнего аспекта победы над демоном обусловленности. 2. Если человек не имеет сомнений при любых болях, страстях и обуславливающих ситуациях, то это высший уровень внутреннего аспекта победы над демоном обусловленности. 3. Если человек может использовать любые неблагоприятные явления, препятствия и ситуации, то это высший уровень тайного аспекта победы над демоном обусловленности. 4. Ясность и видение изначально чистой и пустой природы всех дхарм и отсутствия эго - это высший уровень такового аспекта победы над демоном обусловленности. Теперь о значении термина "преодоление блеском своей силы" (таб.: zil gnon). Если достигнете чистого осознания (84) природы ума, то это преодоление блеском своей силы внешних опасных мест. Если освободитесь от озабоченности собой (тиб.: gees 'dzin), то это преодоление блеском своей силы внутренних обусловленностей и болезней. Если освободитель от цепляния к истинному и неистинному, то это преодоление блеском своей силы тайных мыслей и эмоций. Освобождение от ограниченности ума - это преодоление сансары блеском своей силы. Вот принципы моего учения, выраженные в краткой форме для облегчения практики. О счастливые дети мои, не забывайте их и сохраните в сердцах. Если хотите следовать мне, старой женщине, и верите в это священное учение, то стремитесь освободиться до того, как войдете в состояние бардо. Так ответила великая йогини на вопросы своего ученика Гангпа Мугсанга...." ******************** Мачиг Лабдон. Отсекая надежду и страх. "Сангелинг", СПб, 1998 пер. с тиб. Лама Баиров Очир, 1998