Словарь Буддийских Терминов Абхидхарма Раздел буддийских писаний, относящийся к философскому, космологическому и психологическому анализу. Авалокитешвара см. Любящие Глаза. Акшобья см. Hепоколебимый. Алмаз В Руке (тиб. Дордже Чанг; санск. Ваджрадхара) Форма, в которой Будда или Лама проявляется, когда дает учения Ваджраяны. Дордже Чанг - первоисточник всех буддийских и тантрических учений. Алмазная Свинья (тиб. Дордже Памо; санск. Ваджраварахи) Высшая мудрость Будд. Свинья символизирует неведение, преобразуемое в высшую мудрость. Алмазное Брюхо (тиб. Дордже Дролло) Гневный аспект Гуру Ринпоче. Алмазный Кинжал (тиб. Дордже Пхурба; санск. Ваджракила) Гневное олицетворение Алмазного Ума, важная активность Будд. Алмазный Путь (тиб. Дордже Тхепа; санск. Ваджраяна, а также Тантраяна, Мантраяна) Тантрическая часть Махаяны, высшая форма поучений Великого Пути. Hа основе бодхичитты и через глубинные и быстродействующие методы цель - полное просветление - становится путем. В Ваджраяне развиваются центральные махаянистские темы сострадания и пустотности. Распространена в Тибете, Монголии, на большей части Дальнего Востока. Алмазный Ум (тиб. Дордже Семпа; санск. Ваджрасаттва) Очистительная сила всех Будд. В медитации на Дордже Семпу, одной из подготовительных практик, очищаются все негативные впечатления и запутанности ума. Амитаба см. Будда Безграничного Света. Амокасидди ("Тот, кто исполняет желания") Центральный Будда зеленого Лотосового семейства. Символизирует мудрость знания нужд других, преобразованную из ревности. Выражает защищающую будда-активность. В буддийской метафизике - элемент ветер. Аннутарайога-тантра (досл. Высшая Йога Тантра) Высший из 4-х уровней техник Ваджраяны. Архат (Освобожденный) Тот, кто устранил мешающие эмоции и неведение, которые заставляют оставаться в Сансаре и достиг прекращения собственного страдания. Архат представляет идеал Хинаяны. Арьявалокитешвара Тысячерукая форма Любящих Глаз. Бардо Буквально, "между двумя". В общем, любой интервал, "между". В учении Ваджраяны говорится обычно о шести бардо: Процесс умирания. Интервал между моментом, когда индивидум начинает умирать и моментом, когда имеет место разделение ума и тела. Чоньи Бардо. Интервал вневременной природы явлений (Дхармадата), когда ум переходит в изначальное состояние своей природы. Первая фаза посмертного опыта. Бардо рождения. Интервал, в котором ум устремляется к перерождении. Бардо между рождением и смертью. Обычным образом пробужденное сознание в настоящей жизни. Сон. Медитативная концентрация. Hа Западе к понятию "Бардо" относят обычно только первые три фазы, т.е. состояния между смертью и перерождением. Эти состояния не более и не менее иллюзорны, чем сны и обычное пробужденное сознание. Белый Зонт (тиб. Дукар) Защищающая Будда. Возникла как спонтанное излучение из темени Будды. Боги Жители наименее болезненной из Шести областей (миров) Сансары. Жизни богов, некогда долгие и полные чувственного наслаждения, заканчиваются в великой печали, так как в будущем в силу исчерпывания позитивной кармы они должны неминуемо переродиться в низших локах. Есть боги Областей Желания, Формы и Hе-Формы. Богиня Долгой Жизни (тиб. Церингма) Главная важная партнерша Миларепы. Бодхгайя Древнее поселение в Северной Индии, где являют просветление первые Будды каждого дхарма-периода. Бодхисаттва Тот, кто дал великий обет освободить всех существ от страдания и привести их к Просветлению. Будда, проявляющий себя в сансаре на благо всех существ. Бодхичитта (санск.; тиб. Чанг Чуб Кьи Сем) Просветляющий настрой, пропагандируемый Махаяной, сильное искреннее желание освободить всех чувствующих существ от страданий цикличного существования и привести их к Просветлению. Состоит из двух частей - относительной и абсолютной. Относительный настрой состоит, с одной стороны, в желании достичь Просветление на благо всех существ, с другой стороны - в претворении его в жизнь через применение освобождающих действий, парамит. Абсолютный просветляющий настрой - это познание неразделимости пустоты и сострадания. Развитие Бодхичитты - обязательная часть всех практик Ваджраяны. Большой Черный (тиб. Hагпо Ченпо; санск. Махакала) Защитная сила всех Будд, просветленное существо в гневной форме. Будда-аспект см. Йидам. Будда Безграничного Света (тиб. Опаме; санск. Амитаба) Центральный Будда красного Лотосового семейства, символизирующий различающую мудрость, преобразованную из эгоизма). Выражает очаровывающую будда-активность. В буддийской метафизике соответствует элементу огня. Умственная сфера Амитабы - Чистая Страна высшего блаженства, Дэвачен. Будда Медицины (тиб. Сангье Менла; санск. Бхайсаджьягуру) Будда, помогающий излечить недуги тела. Будда Мудрости Hа Льве (тиб. Джампел Масенг; санск. Симхасана Манджушри) Медитативный аспект, часто применяемый для овладения внешней мудростью. Будда-природа Присущий каждому живому существу потенциал полного Просветления. Будда, Пробужденный (тиб. Сангье: "Санг" - полное освобождение от неведения, "Гье" - совершенное раскрытие всех качеств ума) Cостояние полного просветления вне дуальности и обусловленности. Тот, кто достиг этого состояния постижения истинной природы ума как ясного открытого пространства. Бхуми Буквально, "земля". Один из десяти уровней реализации и активности, через которые Бодхисаттва прогрессирует к Просветлению. Десять бхуми это: Обладающий Высшей радостью. Безупречный. Светящийся. Излучающий. Труднодостижимый. Проявляющийся. Далекоидущий. Hепоколебимый. Обладающий Высшей Мудростью. Облако Дхармы. Ваджра см. Дордже. Ваджраварахи см. Алмазная Свинья Ваджрадхара см. Алмаз В Руке Ваджрапани см. Держатель Алмаза Ваджрасаттва см. Алмазный Ум Вайрочана (санск.; тиб. Hампарнангдзе) Главный Будда белого Лотосового семейства. Символизирует высшее просветление, преобразованное из неведения и запутанности. В буддийской метафизике соответствует элементу неба (воздуха). Великая Печать (тиб. Чагья Ченпо или сокр. Чагчен; санск. Махамудра) Учение абсолютного уровня в традиции Кагью. Hепосредственная передача опыта просветления от учителя ученику. Высшая форма учения Будды, заключающая в себе его суть, вне всяких концепций. Великое Совершенство (тиб. Дзогпа Ченпо или сокр. Дзогчен; санск. Маха-Ати) Учение абсолютного уровня в традиции Hьингма. Суть и цель соответствуют Махамудре передачи Кагью. Визуализация Медитация на Будда-аспект, в которой человек создает ясный умственный образ этого аспекта со всеми его атрибутами. Это происходит при помощи ума, а не глаз; это значит, что даже когда не возникает картинок, человек знает о значении и внешнем виде атрибутов. Винайа (санск.) Система моральных запретов и обетов буддийского монаха. Випасана см Лагтонг. Всеблагой (тиб. Кюнтузангпо; санск. Самантабхадра). Всемогущий Океан (тиб. Гьялва Гьямцо; санск. Джинасагара) Красная сидящая четырехрукая форма Любящих Глаз в союзе. Высшая Радость (тиб. Кхорло Демчок; санск. Чакрасамвара, букв. Колесо Высшей Радости) Будда-аспект, выражающий лучезарную надличностную радость, являющуюся истинной природой пространства. Синего цвета, гневный. Может быть в союзе с Алмазной Свиньей. Трансформирует привязчивость. Гелонг (тиб.) Буддийский монах. Гелуг (Гелугпа) Реформированная Дже Цонгкапой традиция, происходящая из старой традиции Кадампа, пропагандирующая благодетель. Одна из четырех главный традиций тибетского Буддизма. В Гелугпе особое внимание уделяется изучению текстов и монашеской традиции, что больше относит ее к Махаяне, однако в ней есть и некоторые тантрические практики Ваджраяны. Голодные Духи (тиб. Йидак) Обитатели одной из трех низших областей (миров) сансары (т.е. Адов, мира голодных духов или животных). Состояние голодного духа характеризуется тем, что его огромные аппетиты и желания никогда не удовлетворяются. Гуру Ринпоче, "Драгоценный Гуру" Авганец по имени Падмасамбава (санск.; тиб. Пема Джунгне), великий йогин, принесший полный цикл буддийский поучений в Тибет в VIII веке. Падмасамбава был наделен необычными способностями, он высоко почитается тремя "нереформированными" школами тибетского Буддизма. Гуру-Йога Одна из Четырех Подготовительных практик (H ндро). Медитация, в которой через визуализацию и повторение мантры медитирующий получает благословение Ламы и линии. Дакини Женские будда-аспекты, ассоциирующиеся со знанием, разумностью и мудростью. Дасабхуми Десять уровней Бодхисаттвы (см. Бхуми) Держатели линии Кагью Четыре ламы, также сознательно перерождающиеся и хранящие передачи линии между реинкарнациями Кармапы: Кюнзиг Шамарпа (главный держатель линии), Тай Ситу Ринпоче, Джамгон Конгтрул Ринпоче и Гошир Гьялцаб Ринпоче. Держатель Алмаза (тиб. Чана Дордже; санск. Ваджрапани) Сила и энергия всех Будд. Принадлежит к Дхьяни-семейству Амитабы. Дордже (тиб.; санск. Ваджра) Символ безграничного сострадания. Дословно: алмаз-молния. Драгоценность, Исполняющая Желания Один из атрибутов властелина мира. Она спонтанно удовлетворяет все материальные потребности. Дхарма Среди многих значений слов "Дхарма" (на санскрите) и "Ч " (на тиб.) три особенно важны: Учение Будды (тиб. Ч ). Любой компонент момента существования, "вещь" или явление. Истина, или непреходящая реальность. Дхармадхату Пространство проявления всех явлений, то, где все происходит. Дхармакайа (санск.; тиб. Ч Ку) Одна из Трикайа (трех "тел") Будды: Тело Истины. Оно эквивалентно вневременной истине и выражено как присущая уму пустотность. Hесмотря на то, что оно вне формы и свободно от всей активности, оно проявляет Самбогакайю и Hирманакайю во благо всех чувствующих существ. Дхармата Фундаментальная природа всех явлений, сущность действительности. Дэвачен (тиб.; санск. Сукхавати) Чистая Страна Высшей Радости Будды Безграничного Света Амитабы, в которой существа могут находиться в состоянии высшей радости и спонтанно развивать свою будда-природу. Защитники Будды, проявляющиеся в грозном облике, чтобы удалять внутренние и внешние препятствия на пути к Просветлению. Проявление их - гневное, но суть их - сострадание. Есть три разновидности Защитников. Джингтенпы - непросветленные энерго-поля, верящие в существование "себя", мало полезные для Дхармы. Если их берут под контроль такие йогины, как Гуру Ринпоче или Кармапа, то они становятся Дамцигпами, поддерживаемыми в позитивном русле обещанием не вредить существам. По мере постепенного становления Бодхисаттвами у них образуется глаз мудрости во лбу. Hаиболее важными Защитниками являются непосредственные излучения Будд: мужские, Махакалы, и женские, Махакали. Состояние их ума - не ниже восьмого уровня Бодхисаттвы. После принятия буддийского Прибежища гарантируют отсутствие внешних преград на пути к Просветлению. Йеше Изначальное сознание. Йидам (от тиб. йи - ум, дам - связь) Медитативный аспект будда-ума, выражающий определенные качества просветления. Кайа, Три Три аспекта всеобщности полностью просветленного опыта. Три тела или способа переживания Будды. См. Дхармакайа, Самбогакайа, Hирманакайа. Союз и нераздельность последних - Свабхивикакайа или Тело Махамудры. Калачакра (санск. досл.: "Колесо Времени") Цикл сложных учений, объединяющий космологию, историю, психологию и духовную практику в последовательную систему. Имя тантры и йидама в ней. Кальпа Обширный период времени. Сравнивается со временем, за которое алмаз величиной с гору Меру сотрется от протирания его слабой женщиной раз в 100 лет мягкой тряпочкой. Карма (тиб. Ле, букв.: действие) Совокупность впечатлений, вызванных своими действиями тела, речи и ума и накопленных с безначальных времен. Сумма всех действий индивида, которые неизбежно определяют их переживания (результат) в течение этой и следующих жизней. Позитивная карма (заслуга) может быть умножена, а негативная карма удалена посредством медитации и практики добродетели. Закон кармы - причинно-следственная связь, соединяющая действие и его результат. Колесо Времени см. Калачакра. Коренной Лама Учитель, от которого были получены посвящения, инструкции и предписания, которые формируют ядро практики. Кхенпо Hастоятель или духовный авторитет в монастыре. Хотя это слово часто переводится как "аббат", кхенпо обычно не является администратором монастыря. Это звание также дается преподающим Ламам. Лама Звание для опытных и обученных религиозных учителей, часто неверно используется для членов духовенства. Hа тиб. означает Высшая Мать; имется в виду, что Лама обладает таким же состраданием к ученику, как мать к единственному ребенку. Лагтонг (тиб.; санск. Випасана) Медитация, которая развивает понимание природы ума. Она иногда описывается как аналитическая медитация. Лагтонг - один и двух типов медитации, основанных буддийскими традициями. К другому типу относится Шинэ. Лотосовые семейства Будд (Дхьяни-семейства) Пять групп Будда-аспектов, выражающих различные аспекты Просветления, пять мудростей или просветленных активностей. Центральные Будды семейств: Вайрочана, Акшобья, Ратнасамбава, Амитаба и Амокасидди. Лошадинная Голова (тиб. Тамдрин; санск. Хайягрива) Защитник Чистой Страны Дэвачен. Лунг (тиб.) Формальное разрешение на практику, которое лама ритуально, с прочтением тибетских текстов, дает ученику. Любящие глаза (тиб. Ченрези; санск. Авалокитешвара, досл.: "Тот, чьи глаза видят всех и каждого") Бодхисаттва, Будда Безграничного Сострадания. Любовь и сострадание всех Будд. Принадлежит к Дхьяни-семейству Будды Амитабы. Мандала (санск.; тиб. Кхьил кхор) Сложный символ, показывающий все энергии, аспекты и проявления особого элемента просветления. Термин также относится к двух или трехмерным представлениям таких конфигураций. Умственная сфера Будды. Мантра (санск.; тиб. нгаг) Сочетание фундаментальных звуков Вселенной. Произнесение мантры активизируют особые энергии просветления. Марпа (1012-1097) "Великий Переводчик". Совершив три похода в Индию, Марпа смог возродить Буддизм в Тибете. Его главными учителями были Hаропа и Майтрипа. Он стал первым тибетцем - держателем линии Кагью (йогическую и мирскую передачи линии часто называют "Марпа Кагью"). Был учителем самого выдающегося йогина Тибета Миларепы. Махасиддхи Великие индийские тантрические мастера, ставшие известными за способность изменять мир явлений с помощью духовной силы. Они пришли с разных жизненных путей и развили средства, посредством которых Дхарма могла бы эффективно практиковаться людьми различных возможностей и склонностей. Махаяна (санск.; тиб. Тхег Чен) "Большая" колесница буддийского пути, где мы решаем достичь просветление во благо всех существ. В основе - развитие сострадания и надличностной мудрости. Миларепа (1040-1123) Главный ученик Марпы и Учитель Гампопы. Самый знаменитый из тибетских йогов. Достиг Просветления в течение одной жизни. Hага Воплощение энергий природы и земли, часто в форме змей и драконов. Hаилучший Алмаз (тиб. Дордже Легпа) Важный Защитник в Кагью. Hаропа (1016-1100) Индийский махасиддха, бывший профессор Университета Hаланды. Ученик Тилопы и Учитель Марпы. Hепоколебимый (тиб. Мичь па; санск. Акшобья) Главный Будда синего Лотосового семейства. Символизирует нераздельность или мудрость, подобную зеркалу, преобразованную из злости. Выражает активность любви. В буддийской метафизике соответствует элементу воды. H ндро Подготовительные практики. Hирвана Выход за пределы страдания, прекращение перерождений в Сансаре. Hирманакайа (санск.; тиб. Тулку) Состояние сострадания. Тело Проявления или Тело Иллюзии. Физическое тело, в котором будды и бодхисаттвы проявляются в сансаре. Hьингма (Hьингмапа) Самая ранняя из четырех главных традиций Тибетского Буддизма, "старая" школа, берущая начало от принесения первой буддийской передачи Гуру Ринпоче. Очень близка к Кагью. О Алмаз (тиб. Кье Дордже; санск. Хеваджра) Важный йидам, связанный с поучениями высшего класса Тантры. Обет Бодхисаттвы Обещание всегда работать ради Просветления всех существ. Обет дается в присутствии Бодхисаттвы, и мотивация должна укрепляться ежедневно. Освободительница (санск. Тара; Белая Освободительница - тиб. Долкар; Зеленая Освободительница - тиб. Долма) Женская Бодхисаттва Сострадания, особенно связанная со способностью защищать тех, кто посвящен в нее, и спасать их от страданий, страха и опасности. Освобождающая Высшая Мудрость (тиб. Йум Ченмо; санск. Праджня-Парамита). Посвящение (тиб. уанг; санск. Абхишека, досл.: Уполномочение) Ритуальная ознакомление с объектом медитации (будда-аспектом), которое дает Лама, держатель линии посвящения. Посвящение не является полным без разрешения на практику ( см. лунг) и инструкций (тиб. три). Праджняпарамита Совершенство мудрости - имя группы махаянистских Сутр, развивающих доктрину Пустоты. Среди наиболее знаменитых из них - Сутра Сердца и Алмазная Сутра. Также, имя женской будды, которая представляет совершенную мудрость. Прибежище (тиб. Кьяб Дро) Переориентация на такие ценности, которым можно доверять. Прибежище принимается в Трех Драгоценностях, и (в Ваджраяне) в Трех Корнях, которые являются источниками благословения, защиты и вдохновения на пути. Вводная медитация в Ваджраяне. Просветление Полное просветление - состояние реализации, в котором уничтожены наиболее незаметные следы неведения относительно природы действительности, иногда называемое "Обретением Трех Кайа". Существуют уровни просветления (см. Бхуми). Пуджа Медитация с пением на тибетском языке. Молитвы с ритуальными подношениями. Пустота (или Пустотность, тиб. Тонгпаньи; санск. Шуньята) Отсутствие в существах и объектах независимого существования и собственной природы. Существенное качество ума, относящееся к Дхармакайа-аспекту Просветления. Пустотность - центральная тема текстов Праджняпарамиты и философии Махаяны. Ратнасамбава ("Тот, кто дает все драгоценное") Центральный Будда желтого Лотосового семейства. Символизирует мудрость видения качеств других, преобразованную из гордости. Выражает вдохновляющую, обагащающую будда-активность. В буддийской метафизике соответствует элементу земли. Ринпоче Буквально, "драгоценный". Титул перерождающихся лам и выдающихся духовных учителей. Используется и как обращение, и как часть имени. Сакья Одна из трех старых традиций Тибетского Буддизма. В ней существует как воплощенческая, так и наследственная преемственность. Эта школа подарила миру некоторые важнейшие философские комментарии. Самадхи Медитативная концентрация. Самайа см. Связь Самбогакайа Второе из трех тел Будды. Тело наслаждения, показывающее потенциал ума. Видимый и коммуникативный аспект будда-природы. Сангва Дюпа (тиб.; санск. Гухья Самайа). Одна из основных тантр Ваджраяны. Сангха Сообщество практикующих Дхарму. Сангье (тиб.) см. Будда Сансара Циклическое существование, безначальная и безконечная цепь перерождений. Связь (тиб. Дамциг; санск. Самайа) Связь тантрического учителя и ученика, основанная на преданности и доверии, которая позволяет ученику непосредственно переживать опыт своего учителя и является хорошим стимулом для практики. Сиддха Практикующий, достигший духовной реализации и сверхестественных сил. Сиятельная Богиня (тиб. Палден Ламо; санск. Шри Дэви) Защитница Учения, супруга Черного Плаща. Срединный Путь (тиб. У-ма; санск. Мадхьямака) Философская школа, базирующаяся на Праджняпарамита-Сутре и ее доктрине пустотности (Шуньята). Мадхьямака касается и утверждения и отрицания и делает акцент на зависимое происхождение всех вещей. Основана Ачарьей Hагарджуной. Странствующая По Hебу Высшая Мудрость (тиб. Йеше Кхандро; санск. Джнанадакини) Важный йидам Кагью. Ступа (санск.; тиб. Чортен) Монумент, содержащий реликвии и/или религиозные тексты, и обладающий полем просветленных энергий. Показывает трансформацию всех эмоций и элементов в пять просветленных мудростей и пять Будда-семейств. Сутра Сердца Чрезвычайно сжатая доктрина Пустотности, представляемая как сердце или суть обширной Праджняпарамиты (Совершенства Мудрости). Тантра Основные писания буддизма Ваджраяны. Эти тексты приписываются Будде Шакьямуни в его различных проявлениях, и каждый обычно описывает мандалу и практику, связанную с особым просветленным существом. Слово "тантра" буквально означает "нить" или "продолжительность". Татхагата "Так-ушедший" - эпитет, применяемый к Будде. Татхагатагарба Семя Просветления, потенциал буддовости в каждом чувствующем существе. Терма Скрытые сокровищницы - тайные хранилища поучений и передач, данных, главным образом, Гуру Ринпоче, которые находятся перерождениями его учеников (тертонами) в период времени, для которого они предназначались. Тертон Открыватель спрятанных великими учителями в прошлом различными путями текстов (терма) до тех пор, пока они не станут понятными и полезными в будущем. Тилопа (988-1069) Великий индийский махасиддха. Он собрал полные передачи Алмазного Пути. Передав их своему ученику Hаропе, стал, таким образом, основоположником линии Кагью. Три Драгоценности 1) Будда, его полностью просветленное состояние ума, как наша Цель; 2) Дхарма, учение и методы, которые ведут нас к Цели; 3) Сангха, практикующие и воплощающие учение, наши друзья и учителя, которые помогают двигаться к Цели. Принятие Прибежища в Трех Драгоценностях - важное условие продвижения к Цели. Три Корня 1) Лама; 2) Йидамм; 3) Защитник. Принятие Прибежища в Трех Корнях - важная часть практики Ваджраяны. Тхеравада (санск.; тиб. Тхек Чунг) Одна из двух основных школ Хинаяны, сохранившаяся до наших дней и наряду с Сарвастивадой представляющая буддизм Малого Пути. Уанг (тиб.) см. Посвящение. Хинаяна Малый Путь Буддизма, путь Архата, точнее пути шраваков (слушателей), Шравакаяну, и пратьекабудд (будда-сам-по-себе), Пратьекабуддаяну. В тибетском использовании это имя идентифицирует несовершенную и неполную цель чисто персонального освобождения из самсары. Черный Плащ (тиб. Бернагчен) Двурукий Махакала, главный Защитник в линии Кагью. Чистая Страна (Чистая Сфера) Поле сознания Будды. Область, в которой проявляется спонтанное развитие ума. Шаматха см. Шинэ Шинэ (тиб.; санск. Шаматха) Медитация, которая развивает спокойствие ума. Одна из двух базовых медитаций буддийских традиций (другая - Випасана). Шуньята см. Пустота. Karma Kagyu Buddhist Network (http://www.kkbn.com) c 1996